Что же такое чип-тюнинг?
Чип-тюнинг — это настройка режимов работы ЭБУД (Электронных Блоков Управления Двигателем) путем коррекции внутренних управляющих программ (firmware). Данное действие применяется для улучшения ТТХ (тактико-технических характеристик) автомобиля, к ним относятся:
увеличение мощности,
эластичности,
приемистости,
уменьшения расхода топлива.
Основные задачи чип-тюнинга.
Как уже упоминалось выше, наиболее часто преследуемая цель — повышение мощности. Реже к чип-тюнингу обращаются для снижения расхода топлива. Еще реже — для коррекции программы блока управления двигателем в связи с изменением режима работы, параметров или комплектации механических и/или электронных компонентов двигателя автомобиля. Например, удаление каталитического нейтрализатора, клапана EGR, сажевых фильтров на дизельных автомобилях и т.д и т.п, когда их замена на новые экономически не целесообразна.
Чип-тюнинг необходим для большинства автомобилей при установке на них ГБО (газобалонного оборудования), так как оптимальный УОЗ (угол опережения зажигания) для газового топлива существенно отличается от такового для бензина, а корректировка УОЗ возможна только при изменении калибровок программы управления двигателем. Следует также отметить, что в России одним из важных направлений применения чип-тюнинга, в особенности в сегменте массовых недорогих автомобилей, стало исправление заводских ошибок в программах, допускаемых рядом производителей при выходе на российский рынок. Большинство производителей устанавливает в ЭБУ (электронный блок управления) автомобиля «усредненные» программы, не учитывающие особенности российского топлива, климатические особенности региона и т.д. В результате на заводских программах наблюдаются ставшие уже классическими проблемы, например: рывки при переходе от холостого хода к движению на большинстве автомобилей Daewoo Nexia, неконтролируемый подскок оборотов холостого хода на автомобилях Chevrolet Lanos, неустойчивый холостой ход на автомобилях ZAZ Sens и многое другое. Указанные проблемы могут быть успешно устранены при помощи чип-тюнинга.
Если рассматривать чип-тюнинг с точки зрения прибавки мощности, то она на наддувных и атмосферных моторах, безусловно отличается, так как при тюнинге используются разные резервы. Если при настройке режимов атмосферного мотора за счет коррекции характеристик зажигания и топливоподачи можно добиться прибавки крутящего момента и мощности в пределах, редко превышающих 8-12%, то на наддувных моторах прибавка достигается в основном за счет увеличения давления наддува и может составлять 30-40 % от начального значения. Также, после коррекции программы контроллера, направленной на повышение мощности, как правило уменьшается расход топлива, вопреки мнению, сложившемуся в результате деятельности малограмотных тюнингеров.
Как делается чип-тюнинг?
Все работы по чип-тюнингу можно условно разделить на три этапа:
1) Считывание оригинальной программы (прошивки) из контроллера (блока управления)
2) Коррекция считанной прошивки и коррекция контрольных сумм в ней
3) Запись откорректированной прошивки в контроллер
Первый и последний этапы процессуально схожи между собой и могут выполняться несколькими разными способами. Выбор способа зависит от типа и возможностей блока управления, который подвергается тюнингу, а также от технических возможностей тюнингера. Наиболее популярна возможность считывания/записи программы через диагностический разъем автомобиля, не доставая самого блока управления. Многие блоки позволяют только запись через разъем диагностики, что делает невозможным сохранения программы которая находилась в ЭБУ до ее перезаписи. Не все блоки позволяют читать/писать через диагностический разъем, такие блоки приходится демонтировать и разбирать для возможности проведения их перепрограммирования.
И в конце данной статьи еще раз напомню, дешёвый и неквалифицированный чип-тюнинг способен навредить вашему автомобилю, сократить его ресурс вызвав преждевременную поломку деталей . Мы предоставляем оптимальное соотношение цена/качество и гарантированно качественную перезапись блока управления вашего автомобиля без негативных последствий в будущем.